mati
О кафедреНовостиЗаведующий кафедрой поделился своими соображениями о значении и перспективах энергосервиса, о барьерах на пути его становления

Заведующий кафедрой поделился своими соображениями о значении и перспективах энергосервиса, о барьерах на пути его становления

7 мая 2019
Заведующий кафедрой поделился своими соображениями о значении и перспективах энергосервиса, о барьерах на пути его становления

В преддверии 10 летия со дня создания Некоммерческого партнёрства «ЭСМО», первым в России получившим статус саморегулируемой организации в сфере энергетического сервиса, президент СРО НП «ЭСМО», заведующий кафедрой Вячеслав Теплышев поделился своими соображениями о значении и перспективах энергосервиса, о барьерах на пути его становления.

Ключевая роль энергетического сервиса в повышении энергоэффективности, которая продолжает оставаться в числе приоритетных экономических задач нашего государства, неоспорима. Однако нарастающее понимание того, что темпы роста энергетической эффективности существенно отстают от запланированных, понуждают обратить более пристальное внимание на проблемы, не позволяющие реализовать потенциал энергосервиса в полной мере. В профессиональном дискурсе они рассматриваются весьма широко: от пробелов в законодательстве до технологических нестыковок.

Десять лет после принятия Закона №261 «Об энергосбережении…» наглядно продемонстрировали то, что половинчатость прописанных в нем мер по стимулированию процесса энергоэффективности не даёт нужного результата. Алхимия энергоаудита в отрыве от реального энергосервиса не произвела «золота» энергоэффекта. Ориентация на один-единственный тип энергосервисного договора, известного в зарубежье как «перфоманс-контрактинг», тоже не сработала, поскольку его ростки были помещены на совсем иную почву экономических, политических и даже ментальных реалий.

Более того, за эти годы в нашем обществе сформировалось искаженное представление об энергетическом сервисе, которое тормозит его развитие в целом, а также создание механизмов по его реализации. Даже в профессиональной среде наблюдается недостаточное понимание функциональной состоятельности энергосервиса как обязательной компоненты полноценной системы расширения, сохранения, поддержания и развития жизненного цикла объекта.

Парадоксально, но понятия «энергосервис», «энергосервисная компания» до сих пор не получили законодательного оформления. И лишь относительно недавно энергосервис был внесён в коды ОКВЭД, то есть такая деятельность была как бы обозначена.

В целом же нормативные акты, регулирующие сферу энергосервисной деятельности, содержат существенные противоречия, не позволяющие в полной мере реализовать потенциал предлагаемого законодателем формата. А при отсутствии необходимых законодательных стыковок не оказывается и инструментов, через которые энергосервисные мероприятия будут реализовываться в оптимальном режиме.

При этом декларируемые на сегодняшний день самодеятельные представления об энергосервисе не способствуют повышению заинтересованности потребителей и должному развитию этого перспективного направления. Навязываемые требования к характеру и объёму работ в рамках энергосервисного контракта зачастую искажают саму суть энергосервиса, подменяя перфоманс-модель взаимодействия сторон отношениями обычного договора подряда.

Поразительно, но вокруг энергосервиса сформировался уже целый ряд постулатов, носящих вполне себе разрушительный характер. К примеру, то, что энергосервис является некой частью коммунальной услуги и относится к ЖКХ, и что за него надо платить.

Укоренившееся представление об энергосервисной деятельности как составляющей жилищно-коммунальной услуги, безусловно, неверно и этот стереотип нужно сломать. За энергосервис не надо платить. Принцип энергосервисной услуги основан на том, что ЭСКО, используя собственные ресурсы и профессиональную компетенцию, находит возможности для снижения затрат на энергопотребление, а затем реализует их на практике. А потребители, в данном случае жильцы многоквартирного дома, уменьшают свои издержки по оплате за потребление на величину сбережённой энергии.

Суть правильно понимаемого энергетического сервиса — способствовать сбережению энергоресурсов, то есть рациональному уменьшению их потребления, и, соответственно, снижению оплаты за потреблённые ресурсы. А оплата энергосервисного договора, да ещё прописанная в платёжном документе жильцов отдельной строкой, – это медвежья услуга развитию такого важного направления ресурсосбережения. Она подспудно формирует негативное отношение к энергосервисной услуге, и, соответственно, создает препятствия для реализации энергоэффективных мероприятий, подчас делая их невыполнимыми. В ещё большей степени здесь нарушается сам принцип энергосбережения, который диктует: «Сберег – получи!». А формат взаимоотношений «заплати и жди» представляется не только устаревшим, но и вредным, поскольку ориентирует на неправильный подход к оценке важности энергосервиса.

Энергосервисная деятельность не относится и к строительной деятельности, как на том настаивают некоторые объединения строителей. Она, по нашему представлению, должна быть выведена из прямого действия Жилищного и Гражданского кодексов РФ.

Отдельные федеральные и отраслевые нормативные акты содержат понятие и определение «энергосервисного договора» как отдельного вида гражданско-правовых отношений. Однако в Гражданском кодексе Российской Федерации — основополагающем нормативном акте, регулирующем гражданско-правовые отношения, отсутствуют статьи, раскрывающие понятие «энергосервисного договора» как отдельного вида гражданско-правовых отношений.

Энергосервисная деятельность в жилищном и коммунальном комплексе не требует от жильцов дополнительных затрат на содержание общедомовой собственности. Права и финансовые интересы собственников жилых помещений в таком случае не будут нарушены, учитывая инвестиционный характер энергосервисного контракта, выплату вознаграждения энергосервисной компании из суммы достигнутой экономии энергоресурсов, а также наличия в энергосервисном контракте положения о невозможности ухудшений условий содержания многоквартирного дома и об отчислении части денежных средств из суммы полученной экономии в пользу собственников жилых помещений.

Таким образом, энергосервисный договор, совершенно очевидно, не требует согласования с собственниками. Эта норма представляется избыточной и должна быть выведена из правового оборота. Для реализации данного предложения необходимо внести соответствующие изменения в Жилищный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Поскольку мероприятия энергосбережения реализуются энергосервисной компанией за свой счёт, то они, по сути, являются разновидностью инвестиционного проекта. Важно подчеркнуть, что правильно организованный энергосервис выделяется из всех современных коммерческих институтов, так как компании, его осуществляющие, получают доход не за проделанную работу или оказанные услуги, а за результативность своих проектов. В этом их уникальность и, в определённой мере, инновационность, поскольку они создают инновационно-активную среду. Энергосервисные компании, как никакие другие производственные организации, крайне заинтересованы в качестве выполненных работ, так как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависят от размера сэкономленных заказчиком средств.

Успешное развитие энергосервиса как самостоятельного бизнеса, функционал которого заключается в специализированном обслуживании процесса энергоснабжения от генерации до использования энергии, может в целом способствовать формированию новых подходов к энергосбережению, организации рынка тепло- и водоснабжения, в ликвидации отставания инфраструктуры многих наших городов и населённых пунктов. Гарантии экономического эффекта от реализации проектов будут также создавать условия для привлечения частных инвестиций в сферу энергосбережения.

Всё это становится возможным при переформатировании законодательного поля в парадигме энергетического сервиса как междисциплинарной категории, пронизывающей всё прикладное пространство экономики. Необходимы законодательные и нормативные акты в сфере энергосбережения, позволяющие создавать и выводить на практическую орбиту различные работающие модели энергетического сервиса, дающие, в том числе, возможность активнее осваивать современные энергоэффективные технологии, которые используют достижения цифровых и других сложных систем. Таким образом, энергосервис может стать областью, которая позволяет согласовать разнородные, порой противоположные, интересы и достичь определённого уровня синергии между различными группами участников рынка, объединив их в стремлении к единым приоритетам энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Источник: НП «ЭСМО»